Концепция системы повышения квалификации преподавателей в области экологического образования на основе логистической модели устойчивого развития

Александр Нельевич Рахмангулов, Наталья Николаевна Орехова, Никита Анатольевич Осинцев

Аннотация

Реализация концепции устойчивого развития связана, в первую очередь, с формированием у людей системного взгляда на среду обитания во взаимосвязи с результатами человеческой деятельности. Решение этой задачи требует целенаправленных действий по обучению, формированию компетенций для устойчивого развития путём включения в программы учебных дисциплин элементов экологических знаний, а также организации межпредметных связей между этими элементами. В статье приводится описание концепции построения системы повышения квалификации учителей школ и преподавателей колледжей в области экологического образования. Основу системы составляет оригинальная логистическая модель устойчивого развития, отражающая динамику этого процесса, а также позволяющая выявлять критические противоречия между различными аспектами устойчивого развития с целью выработки методов их устранения. С использованием предлагаемого процессного подхода к проблеме устойчивого развития сформулирована система методов и принципов. Доказано, что основным методом устойчивого развития является метод формирования компетенций. Выполнен анализ современных методов, методик и упражнений формирования компетенций. Показана эффективность дистанционной формы обучения в сочетании с технологиями активного обучения. Систематизированы принципы формирования компетенций для устойчивого развития, положенные в основу разработанных дистанционных курсов повышения квалификации. Приводится пример действующих курсов повышения квалификации учителей школ и преподавателей колледжей в области образования для устойчивого развития, который может быть использован в качестве образца при построении аналогичных курсов, учитывающих местные экологические особенности и проблемы, показан способ адаптации разработанных курсов к специфике конкретных регионов. Представленные в статье курсы детализированы до уровня изучаемых тем. По каждой теме приводится обширный список рекомендованной литературы. Предложены направления развития представленной концепции системы повышения квалификации преподавателей в области экологического образования, заключающиеся в конкретизации проблем и задач этого процесса, а также в развитии компетенций для поиска новых эффективных методов решения проблем устойчивого развития.

Ключевые слова

экология; экологическое образование; устойчивое развитие; повышение квалификации; учителя; преподаватели; школа; колледж; обучающиеся; логистика; модель; процессный подход; компетенции; экологическое сознание; экологическое поведение

Полный текст:

PDF>PDF

Литература

Macer, D.R.J. Bioethics for Informed Citizens across Cultures. Christchurch: Eubios Ethics Institute, 2004. 166 с. Режим доступа: http://www.eubios.info/betbk.htm

Образование для перемен: пособие для преподавания и изучения устойчивого развития / Под. ред. Г. Ютвик, И. Лиепина. Уппсала: Изд-во Балтийского университета, Vides Vestis, 2010. 74 с. Режим доступа: www.balticuniv.uu.se/index.php/component/docman/doc_download/208-education-for-change-handbook-russian-

Гавришев С.Е., Рахмангулов А.Н. и др. Управление развитием горнодобывающего предприятия. Информационные модели и методы. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. 2002. 245 с.

Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. 161 с. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html

Дойч. Д. Структура реальности. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 400 с.

Поппер К. и др. Эволюционная эпистемология Карла Поппера и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 464 с.

де Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 256 с.

Ищенко А. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения. Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876

Long T., Cummins J., Waugh M. Use of the flipped classroom instructional model in higher education: instructors’ perspectives // Journal of Computing in Higher Education. 2016. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/306045365_Use_of_the_flipped_classroom_instructional_model_in_higher_education_instructors%27_perspectives. doi:10.1007/s12528-016-9119-8

Nouri J. The flipped classroom: for active, effective and increased learning - especially for low achievers // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. №1(13). pp. 13-33. doi:10.1186/s41239-016-0032-z

Волкова А.С. Формирование природоохранительных знаний на уроках географии. Киев.: Радяньска школа. 1986. 65 с.

Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обуче-нии географии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. 91 с.

Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных образовательных стандартах второго поколения. М.: Образование и экология. 2011. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-357200.html

Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. M.:Флинта, Наука, 1998. 198 с.

Кучер В. Д. Экологизация в географии М.: Образование и экология. 1994. 197 с.

Газета «География». Режим доступа: http://geo.1september.ru

Географический справочник. Режим доступа: http://geo.historic.ru

Арнаутов Г.Ю. Теория и практика профориентационной и экологической направленности системы школьного географического образования: автореф. дис. … докт.пед. наук / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена , 2004. 40 с.

Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: Владос. 2001. 368 с.

Малых В.Н. Экологический подход в социальной работе. М.: Союз. 1997. 31 с.

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. М.: Просвещение. 2012. 397 с.

Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль. 1983. 350 с.

Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользо-вания. М.: Мысль. 1997. 272 с.

Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального природопользования М.: Оникс. 2005. 224 c.

Арустамов Э.А. Природопользование М.: Дашков и К. 2005. 312 с.

Дрогомирецкий, И.И. Кантор Е.Л. , Чикатуева. Л.А. Экономика и управление в использовании и охране природных ресурсов. Ростов-на-Дону: Феникс. 2011. 536 с.

Указ Президента РФ от 04.02.1994 N236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3079/

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р). Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html

Временная типовая методика определения экономической эффек-тивности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды (одобрена Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР, Президиума АН СССР от 21.10.1983 N 254/284/134). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_94300/

Астахов А.С., Зайденварг В.Е., Певзнер М.Е., Харченко В.А. Экономические и правовые основы природопользования М.: Издательство Московского государственного горного ун-та. 2002. 527 с.

Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. М.: ИКЦ «МарТ». 2003. 224 с.

Комбинированная геотехнология: теория и практика реализации полного цикла комплексного освоения недр. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. 2011. 136 с.

Матвеев А.Н., Самусенок В.П., Юрьев А.Л. Оценка воздействия на окружающую среду. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та. 2007. 179 с.

Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. М.: Аспект Пресс. 2002. 384 c.

Степанов А.Н. Геоэкологическое проектирование и геоэкологиче-ская экспертиза. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. 36 с.

Юсфин Ю.С., Леонтьев Л.И., Черноусов П.И. Промышленность и окружающая среда. М.: Академкнига. 2002. 491 с.

Михайлов Ю.В., Коворова В.В., Морозов В.Н. Горнопромыш-ленная экология. М.: Издательский центр «Академия». 2011. 336 с.

Сорокин Н.Д. Охрана окружающей среды на предприятии. М.: Издательский центр «Академия». 2009. 695 с.

Прозоров Л.Л., Малиновский Ю.М. Экологические проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов (РУДН). 2009. 244 с.

Трубецкой К.Н., Галченко Ю.П., Бурцев Л.И. Экологические проблемы освоения недр при устойчивом развитии природы и общества. М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат». 2003. 262 с.

Поташников Ю.М. Утилизация отходов производства и потребления. Тверь: Изд-во Tверского гос. техн ун-та. 2004. 107 c.

Бобович Б.Б. Процессы и аппараты переработки отходов. М.: Высшее образование. 2013. 288 с.

Бобович Б.Б., Девяткин В.В. Переработка отходов производства и потребления. М.: «Интермет Инжиниринг». 2000. 496 с.

Шубов Л.Я., Ставровский М.Е., Олейник А.В. Технология отходов. М.: ИНФРА-М, Альфа-М. 2011. 352 с.

Голубев О.В., Черноусов П.И., Травянов А.Я. Металлургические методы переработки промышленных и бытовых отходов. Часть 1. Образование и проблемы переработки твёрдых бытовых отходов. М.: Изд-во Московского института стали и сплавов (МИСиС). 2005. 79 с.

Голубев О.В., Черноусов П.И. Металлургические методы переработки промышленных и бытовых отходов. Часть 2. Особые виды твёрдых бытовых отходов. М.: Изд-во Московского института стали и сплавов (МИСиС). 2005. 83 с.

Винокуров В.Д., Козлов Н.В. Утилизация отходов производства. М.: Изд-во Московскго гос. техн. ун-та им. Н.Э. Баумана. 2008. 60 с.

Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производ-ства и потребления. М.: Колос. 2000. 232 с.

Шубов Л.Я. Тестовый тренинг по изучению технологических процессов обогащения и переработки твёрдых отходов. Практикум. М.: Изд-во Московского института стали и сплавов (МИСиС). 2008. 132 с.

Хван Т.А., Шинкина М. В. Экологические основы природопользования. М.: Юрайт. 2015. 320 с.

Рассел Д. Переработка отходов. М.: ООО «Книга по требованию». 2012. 118 с.

Тетиор А. Н. Экология городской среды. М.: Академия. 2013. 352 с.

Житков В., Воронина И., Калачева О. Охрана окружающей среды в России. М.: Росстат. 2012. 304 с.

Голик. В.И., Шевченко Е.В., Комащенко В.И. Рационализация природопользования в стратегии развития промышленных предприятий. М.: Изд-во: «Академический Проект, Культура». 2012. 384 с.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия. 2002. 336 с.

Андреева Н.Д. Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии. М.: Академия. 2009. 203 с.

Коронкевич Н.И., Зайцева И.С. Антропогенные воздействия на водные ресурсы России и сопредельных государств. М.: Наука. 2003. 367c.

Шахов И.С. Водные ресурсы и их рациональное использование. – Екатеринбург: Изд-во «АКВА-ПРЕСС». 2000. 289 с.

Кривошеин Д.А., Кукин П.П., Лапин В.Л. Инженерная защита поверхностных вод от промышленных стоков. М.: Высшая школа. 2003. 344с.

Будыкина Т.А., Емельянов С.Г. Процессы и аппараты защиты гидросферы. М.: Академия. 2010. 288 с.

Никаноров A.M. Научные основы мониторинга качества вод. СПб.: Гидрометеоиздат. 2005. 576 с.

Сластунов С.В., Королева В.Н, Коликов К.С. Горное дело и окружающая среда. М.: Логос. 2001. 272 с.

Desonie D. Hydrosphere: Freshwater Systems and Pollution (Our Fragile Planet). Chelsea House Pub (Library). 2007. 194 c.

Львович М.И. Вода и жизнь. М.: Мысль. 1986. 254 с.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Потребление воды: экологический, экономический, социальный и политический аспекты. М.: Наука. 2006. 221 с.

Сердюцкая Л.Ф. Системный анализ и математическое моделирование экологических процессов в водных экосистемах. М.: Либроком. 2009. 144 с.

Хаустов А.П. Основы нормирования техногенных воздействий на подземную Гидросферу. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов (РУДН). 2006. 100 с.

Душкова Д.О., Евсеев А.В. Экология и здоровье человека. Региональные исследования на европейском Севере России. М.: Изд-во Географического фак-та Московского гос. ун-та. 2011. 216 с.

Water resources assessment. Handbook for review of national capabilities. Paris: WMO, UNESCO. 1997. 153 с. Режим доступа: http://www.eea.europa.eu/publications/water-resources-across-europe

Портал дистанционного обучения Института дополнительного про-фессионального образования и кадрового инжиниринга «Горизонт» Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Режим доступа: http://m.idpo.magtu.ru/